• 410019825734023

Баннеры

Оренбургская епархия Журнал Православный Духовный Вестник
Свято-Вознесенский Макарьевский мужской монастырь Многодетная семья священника  Николая Стремского
Анализ сайта в поисковиках Святое Оренбуржье

Спасское

Храм Христа Спасителя, с. СпасскоеМестная религиозная организация Православный приход храма Христа Спасителя с.Спасское Саракташского района Оренбургской области Оренбургской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

 

 

 

 

Контакты

Молитвенный дом Христа Спасителя, с. СпасскоеАдрес: 462132, Оренбургская область, Саракташский район, с. Спасское, ул. Заречная, д. 21

Настоятель

иерей Александр Геннадьевич Мельников

иерей Александр Геннадьевич МельниковНастоятель храма Христа Спасителя с. Спасское Саракташского района.

Настоятель храма св. великомученика и целителя Пантелеимона дер. Покурлей Саракташского района

Дата рождения: 09.08.1970

Образование: Самарская Духовная семинария.


История прихода

Спасское, из истории прихода

ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

17 декабря 2014 года в селе Спасское Саракташского района состоялось поистине историческое событие, венчающее весь Год культуры в Оренбургской области – торжественное открытие храма Христа Спасителя – объекта культурного наследия федерального значения «Спасская церковь».

Мероприятие открылось праздничным молебном, который совершил благочинный Саракташского округа Оренбургской епархии, настоятель Свято-Троицкой Симеоновой Обители Милосердия митрофорный протоиерей Николай Стремский в сослужении духовенства Саракташского благочиния и гостя из Москвы иерея Михаила Титова. Пел хор Свято-Троицкой Симеоновой Обители Милосердия (регент – Галина Олейник).

Обращаясь к присутствующим, он сказал:

– С большой духовной радостью поздравляю вас с восстановлением храма, построенного в честь Нерукотворного Образа Господа и Спаса нашего Иисуса Христа! На наших глазах происходит возрождение порушенных ранее святынь, восстают из забвения имена исторических деятелей, которые верно служили своему земному Отечеству и Русской Православной Церкви.

От имени Правительства Оренбургской области присутствующих поздравил вице-губернатор – заместитель председателя Правительства по социальной политике Павел Самсонов.

– Год культуры мы завершаем открытием «Спасской церкви» в селе Спасском Саракташского района – единственного православного храма Оренбургской области, имеющего статус объекта культурного наследия федерального значения. Объект культуры как самостоятельная единица, как часть села Спасского и рода Мансуровых обладает богатой историей, значительным социальным, познавательным, духовным и туристическим потенциалом. Восстановление Спасской церкви – это значительный вклад в развитие, прежде всего, социальной инфраструктуры села. Четыре села: Спасское, Покурлей, Бурунча и Новомихайловка с общим населением почти 1700 человек, теперь смогут молиться в благоустроенном храме, – сказал Павел Васильевич.

По окончании поздравления Павел Самсонов вручил реставраторам и историкам-архивистам Благодарность губернатора Оренбургской области. Последние работали над восстановлением истории Спасской церкви и изданием книги «История села Спасское (Мансурово) и создание церкви Нерукотворного образа Спасова». Финансовую помощь в этом оказало ОАО «Газпром нефть Оренбург» (руководитель – А.В. Овечкин). Подготовлен фильм о Спасской церкви.

Также материалы об истории храма Христа Спасителя в разное время собирали: благочинный Саракташского округа протоиерей Николай Стремский, сотрудник отдела по канонизации святых Оренбургской епархии к.ф.н. Андрей Мишучков, жители села Спасского Елена и Оксана Кажан, сотрудники журнала «Православный Духовный Вестник Сараткашского благочиния».

Ниже мы приводим наиболее интересные страницы истории храма, построенного в честь Нерукотворного Образа Господа и Спаса нашего Иисуса Христа в изложении авторов исторического исследования.

 

ОТ МАНСУРОВО ДО СПАССКОГО

Ирина ДАНИЛОВА, начальник отдела научно-методической работы ГБУ «Государственный архив Оренбургской области»

Село Спасское ныне Саракташского района появилось на карте Оренбурской губернии в конце XVIII, благодаря генерал-поручику Павлу Дмитриевичу Мансурову, которому государыня Екатерина II пожаловала 40 000 десятин земли по правому берегу реки Большой Ик за подавление восстания Емельяна Пугачёва. В 1785 году он основал село Мансурово (первое название Спасского), в 1788 году – Новосёлки, а в 1791-ом – Александровку, куда переселил крестьян из Медынского и Масальского уездов Калужской губернии и Сызранского уезда Симбирской губернии.

Прошение о строительстве церкви в Мансурово на высочайшее имя подавал уже его сын Александр Павлович, также генерал. Сам Павел Дмитриевич на тот момент имел должность сенатора 2-го департамента в Санкт-Петербурге и, по всей видимости, способствовал ускорению дела.

Первоначально предполагалось построить деревянную церковь. Это видно из Указа императрицы Екатерины II от 3 августа 1789 года о рассмотрении его просьбы. Екатерина распорядилась обосновать необходимость постройки возросшим числом народонаселения с помощью учета жителей села Спасского и близлежащих населенных пунктов1.

Сохранился реестр имущества и материалов, составленный А.П. Мансуровым для постройки новой деревянной церкви в селе Спасском. В наличии было 500 рублей денег, 1000 м3 соснового леса, 400 половых досок, 600 досок для покрытия крыши, 50 пудов железа, два ящика стекол для окон, 400 пудов жести, 50 тысяч кирпичей для фундамента, 350 липовых досок для иконостаса, 10 пудов муки (планировалось выделять ежегодно), более 1 ведра кагора, 1 пуд ладана, 3 пуда воска.

Также А.П. Мансуровым выделялось 300 десятин пахотной земли и участка в пределах дворянской усадьбы для строительства домов церковнослужителей. Лишь в январе 1796 года в мушкетерский полевой батальон из Оренбургского духовного правления пришло сообщение о разрешении на постройку церкви в селе Спасском. Однако к концу апреля 1798 г., по уведомлению Оренбургской духовной консистории, строительство церкви было отменено в виду слишком малого количества населения в сёлах Спасское и Троицкое, по сведениям ревизий.

Такой поворот не обескуражил Александра Павловича и в 1801 году он вновь пытается получить разрешение императорских особ на строительство церкви в селе Спасском, но уже не деревянной, а каменной. И в 1804 году из Оренбургского духовного правления прислан Указ императора Александра I о разрешении на постройку церкви. Указ содержал требование: «…ту церковь украсить иконостасом и святыми иконами и прочим благолепием церковным, … в числе коих были непременно церковные сосуды серебряные, алтарные одежды, церковнослужительские облачения шелковые, книгами всего церковного круга удовлетворить… все церковное имущество описать и ту опись прислать на благорассмотрение к Его Преосвященству».

Строительство храма во имя Нерукотворного образа Христа Спасителя велось целых десять лет и было окончено в 1814 году. А 16 июня 1815 года появился Указ императора Александра I, где было сказано: «…начатая вновь созидается в помянутом сельце каменная церковь во именование Нерукотворного образа Спасителя ныне при помощи Божьей как наружною, так и внутреннею отделкою собственным ее коштом попечением на земле, принадлежащей ее владению, приведена в совершенное окончание и, по примеру прочих православных грекороссийских церквей, украшена иконостасом, святыми иконами живописной работы; сосуды серебреные, книги церковного круга имеются, церковною приличною ризницею, утварь[ю] и прочим, что для церкви потребно, и ко освящению состоит в полной готовности, почему и просила ко вновь устроенному в сельце ее Спасском храму определить священника с принадлежащим причтом, приказать выдать как освященный антиминс, так кому следует оный храм по церковному чиноположению освятить…».

24 июня 1815 года бирский священник протоиерей И. Агафонов рапортует в Оренбургскую духовную консисторию о выдаче священнику села Бугульчин Оренбургской губернии Я. Анциферову освященного антиминса. Благочинным протоиереем Стефаном Львовым 15 июля церковь была освящена.

После освящения храма в честь Нерукотворного образа Иисуса Христа село Мансурово окончательно стало именоваться Спасским.

 

ИЗ ИСТОРИИ ХРАМА СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА

Андрей МИШУЧКОВ, к.ф.н., доцент Оренбургского госуниверситета

Оксана Кажан, учащаяся Губернаторского лицея г. Оренбурга

Придел в храме один – в честь Нерукотворного Спаса Христова, престольный праздник 16 (29) августа. В 1816 году выполнена роспись. Первоначально церковь не отапливалась, и лишь к 1859 были устроены три кирпичные печи с дымоходами. Дома для церковнослужителей были построены на территории помещичьей усадьбы, за неимением церковной земли. В 1861 г. вокруг здания была устроена деревянная решетчатая ограда. Рядом с храмом находилось здание для сторожа. Колокольня примыкала к храму с правой стороны, на ней размещался один огромный колокол (благовест), два больших (баса), два средних (альта) и два маленьких (дисканта). В церковно-приходской школе при храме проводились занятия для детей по основам счета, письма и катехизиса.

С августа 1815 года в спасской церкви служил священник Симеон Васильевич Тимашев (1787 г.р.). Он обучался в Оренбургской духовной семинарии, которая тогда находилась в Уфе, прекрасно знал поэзию и риторику, философию, богословие, языки – греческий и немецкий2. Преосвященным Августином, епископом Оренбургским и Уфимским, рукоположен 22 февраля 1808 года в сан священника в Троицкую церковь крепости Магнитной Верхнеуральского округа. В 1815 году, по резолюции Его Преосвященства, переведен в Оренбургский округ в село Мансурово. В семье у него: жена Александра Гаврилова (1794г.р.), дочь священника; дети: Александр, Илья, Павел, Надежда, Николай. В службе ему помогал дьячок Филипп Иванов.

Священноцерковнослужителям, по решению А.П. Мансурова, положено было денежного жалования 250 рублей в год. Пахотной и сенокосной земли как руги (церковного источника дохода) не имелось. Да и такой размер жалованья был недолго. Перед крестьянской реформой 1861 года жалованье от помещика составляло 59 рублей 15 копеек, а после реформы окончательно было упразднено. Установлено было жалованье из Оренбургского казначейства на весь причт 258 рублей в год3. Всего расходы храма на 1868 год составили 516 рублей 55 копеек, что говорит, все-таки, о высоком обеспечении жизни прихода. Дома священнический и дьяконовский на 1868 год были общественные, дьяческий и пономарский – церковные, расположенные на территории помещичьей усадьбы.

Любопытно проследить, как шло строительство храмов и как изменялся состав жителей в течение 100 лет. В этой местности на 1816 год ближайшие церкви к селу Спасское были в крепости Пречистенская в 50-ти верстах и Покровская церковь в селе Ташла в 55-ти верстах. В то время в приход Спасской церкви входили: 784 жителя села Спасское, 201 человек из деревни Новоселки (в 8 верстах), 130 человек из села Александровка (в 10 верстах), 450 человек из села Петровское (в 15 верстах), 80 человек из села Андреевка (в 7 верстах)4. В 1868 году ближайшие церкви к селу были: Спасская церковь в селе Петровском в 15 верстах, Богородицкая церковь в отряде Новочеркасском в 30 верстах. К Спасскому приходу в 1868 г. было приписано 3126 человек5, в частности, в самом селе Спасское насчитывалось 872 жителя, в деревне Бурунчи (7 верст) – 474, в Новоселках (7 верст) – 662, в Сокулаке – 500, в Поляковке (в 9 верстах) – 339, в Холмогорах (в 13 верстах) – 131 человек, в Березовом кусту (13 верст) – 64. В приход Спасской церкви на 1893 год входили жители сел: Спасского (1190), Поляковки (477), Холмогор (259); хуторов: Матвеевский (72), Новопокровского (161), Сарабильского (143), Верхне-Аскаровского (112), Нижне-Аскаровского (127), Одоевского (211), Старосельского (51), Березового куста (125). Всего в количестве: женщин 1415, мужчин 15006. На 1916 год в селе Спасское проживали: духовных лиц – 13, дворян – 6, мещан – 184, крестьян – 1632. Всего − 1834. В хуторе Сарабильский − 196 человек, в Верхне-Аскаровском − 107 человек, которые входили в приход Спасской церкви. Ни одного иноверца, инославного, раскольника и сектанта на территории прихода не было7. Как можно заметить, вокруг села Спасское строились новые храмы, приход уменьшался. Так, согласно ведомостям 1916 года, появилась Михаило-Архангельская церковь в селе Бурунча (10 верст), Казанско-Богородицкая в Сокулаке (9 верст).

Священник Тимашев вел с 1816 года метрические книги, где записывались все рождения, венчания, смерти в вверенном ему приходе. Церковная библиотека при храме была заведена с 1820 года, в ней имелось на 1868 год 96 томов книг духовного содержания, на 1876 год − 252 тома, на 1893 год – 235 книг, на 1916 год − 103 тома.

Не менее значим для прихода Спасской церкви и следующий священник, Иоанн Иоаннович Пономарёв, бывший, очевидно, личностью незаурядной. Он окончил в 1884 году семинарские курсы в Уфимской Духовной Семинарии. В сан священника был рукоположен епископом Иосифом 1.09.1850 года к храму в селе Покровка Оренбургского уезда. В Спасской церкви он прослужил более 30 лет, на протяжении которых один крестил, венчал и отпевал свой приход, насчитывавший около полутора тысяч человек. За свое служение он был награжден: набедренником (6.08.1855 г.), бронзовым крестом на Владимирской ленте в память Отечественной войны 1853-56 гг., архипастырской благодарностью с похвальным листом за деятельное участие в образовании крестьянских девочек (21.04.1861 г.), благословением Святейшего Синода (19.07.1861 г.), бархатною фиолетовою скуфьею (1864, 1877 гг.), наперсным крестом от Священного Синода (15.04.1878 г.), орденом Святой Анны третьей степени (15.05.1883 г.), архипастырским благословением за ревностное исполнение пастырских обязанностей Преосвященным епископом Макарием (3.03.1887 г.), грамотой Священного Синода (10.04.1880 г.), архипастырским благословением Преосвященного епископа Макария с выдачею свидетельства (09.04.1889 г.), возведен в сан протоирея Преосвященным Макарием, епископом Оренбургским и Уральским, в Софийской церкви Оренбургского епархиального женского училища (17.09.1889 г.). 10 апреля 1893 года отец Иоанн был назначен исполняющим обязанности благочинного 1-го округа.

Жена у него была Елизавета Анисимова. Они воспитали прекрасных детей. Сын Александр закончил высшее отделение Уфимской Семинарии и стал экстраординарным профессором Петербургской Духовной Академии на кафедре словесности. Сын Николай окончил Оренбургское Духовное Училище, стал офицером Пензенского резервного батальона. Дочь Елена вышла замуж за священника Иакова Русипова8.

Из клировых ведомостей за 1893 год узнаем, что происходит медленное улучшение материального обеспечения прихода. Штатного жалования на содержание причта отпускалось из Оренбургского губернского казначейства 212 рублей 64 копейки: священник получал 141 рубль 12 копеек, старший псаломщик − 48 рублей, младший псаломщик − 23 рубля 52 копейки. Доход за требоисправления составил до 600 рублей9. В течение 1893 года в кассу церкви поступило 1038 рублей 98 копеек, причем в банковских билетах было около 1000 рублей. Для контроля и обеспечения жизни церкви было открыто 3 ноября 1891 года церковно-приходское попечительство, в котором состояли: священник, два псаломщика-диакона, а также волостной старшина Спасской волости, церковный староста, два сельских старосты и восемь прихожан.

После пожара 1880 года на церковные средства был выстроен священнический дом с надворными постройками, оцененный в Северном Страховом обществе в 1200 рублей. У псаломщиков дома были общественные, деревянные, крытые соломой, оцененные в 200 рублей. В 1886 году при церкви была построена на церковные средства церковно-приходская школа с отдельною квартирою для учителя, а также дом для просфорни. На 1893 год в школе обучалось 42 мальчика и 22 девочки, занятия начинались в октябре. 4 сентября 1891 года наставницей Епархиального училищного совета была определена Елена Ксенократова, окончившая курсы прогимназиии при Оренбургской духовной семинарии. Жалование она получала с сентября 1892 из Училищного совета 120 рублей, при готовой квартире и отоплении. Назначенная Училищным советом к ней помощница, ее сестра Раиса Ксенократова, получала только 5 рублей. Обучение в школе было «безмездное», то есть бесплатное10.

Последним священником до закрытия церкви при советской власти был Владимир Петрович Горизонтов, русский, родился в июле 1894 года в семье священника в селе Ново-Архангельское Шарлыкского района. В Первую мировую войну служил в тыловом ополчении. В 1916 году закончил Оренбургскую Духовную Семинарию. Преосвященным Мефодием, епископом Оренбургским и Тургайским, возведен в сан диакона 10 мая 1916 г. в Спасской церкви. 31 мая 1916 года Преосвященейшим Леонтием, епископом Кустанайским, − в сан священника. С 1916 года по 1921 год служил в селе Спасское. С 1926 года − в селе Ново-Петровское Петровского района, где и был арестован в 1928 году, повторно − 13 января 1931года.  

Арестованный за контрреволюционную деятельность, он не признал ложное обвинение и отказался дать показания на других лиц. Во время допросов в НКВД показал: «Ново-Петровский церковный приход, в котором я в данное время служу, охватывает следующие поселки: Кузьминовка, Картыкино, Трушино, Богдановка, Симбирский, Ургинка, − находящиеся на территории благочиния с. Исянгулово Петровского района. По всем этим поселкам я бывал во время обхода с крестом в праздники Пасхи, Рождества и в престольные до 1928 года систематически, а после этого приезжал по необходимости. В 1929 и 1930 гг. совершенно не бывал в Кузьминовке, Богдановке, Ивановке, Трушино, но был много в Исянгулово. Виновным себя не признаю, добавляю, что никакой контрреволюционной организации я не создавал и не привлекал к агитации никого, а также не агитировал и сам»11. Отец Владимир пострадал вместе со священномучеником Макарием Квиткиным. Заседанием тройки при ПП ОГПУ СВК от 26 марта 1931 года был приговорен к расстрелу по ст. 58-2 УК. Они были расстреляны вместе с 33 людьми в Великую Пятницу под Пасху, 5 апреля 1931 года в 04 часа 25 минут, и погребены в безвестной братской могиле на проспекте Победы на старом кладбище г. Оренбурга.

 

ЗАКРЫТИЕ ХРАМА

Храм Христа Спасителя разрушали постепенно, начиная с 1921 года. Вот как об этом рассказывала жительница села Наталья Луповна Кожемякина, 1915 года рождения: «Взорвали пристройку для молящихся. От нее не осталось и следа. Разрушили колокольню. Крест на куполе был ажурный, позолоченный. Думали, что золотой. Намотали веревку и стали тянуть трактором, но стянуть крест не смогли. В 1974 году крест снесло молнией. Приходскую школу разобрали, из нее сделали дом. В храме были большие иконы. Когда храм грабили и ломали, иконы растащили. Часть икон унес Андриан Филиппович Ломанцов и загородил ими свинарник. После стал сильно хворать. Во время войны ссыпали в храме хлеб, а после войны устроили склад»12. Также в послевоенное время в церкви показывали немое кино, пока не было клуба.

По воспоминаниям Анатолия Тимофеевича Слепых, 1940 года рождения, проживающего в селе Спасское: «Вокруг церкви был прекрасный сад, обнесенный кованой изгородью. Попы жили в поповой усадьбе. Рядом с церковью была колокольня. Кирпич для церкви делали на берегу реки Большой Ик, что протекает рядом с селом. На берегу были вырыты ямы, в которых обжигался кирпич. Уже в советское время для печки в школе понадобился кирпич. Была взорвана колокольня, расположенная у церкви. Но при взрыве кирпич оказался испорчен, целого набрали немного.

На территории церкви находились четыре захоронения: две могилы и два склепа. В одном склепе был похоронен священник Михаил, в другом − главный строитель церкви (он умер в то время, когда достраивали церковь). Кто находился в двух других могилах − неизвестно. Захоронения находились с северной стороны. Склепы сделаны из прочного кирпича, но были неглубокими, а выпирали ввысь, так как территория затоплялась. Они были разобраны местными жителями с целью создания голландок, частично до войны, частично после. На одной из могил находилась красивая шлифованная плита размером метр на метр с изображением ангелов. Ее пытались утащить тросом, чем повредили и ее, и изображения. Далеко утащить не удалось, оставили на окраине сада. Впоследствии плита использовалась в качестве скамьи, на ней играли дети, сидели по вечерам бабушки».

Таким образом, церковь была обезображена в советские годы – была разрушена колокольня и разобраны печи. Не сохранилось завершение купола, утрачено покрытие трапезной и алтаря, главка алтаря. В интерьере утрачена большая часть настенной живописи и иконостас, полностью разобраны полы, входные двери.

Со слов сельчан, церковь какое-то время использовали под склад химических удобрений. После строительства моста над речкой церковь во время весенних паводков регулярно затопляет, отчего разрушаются основание фундамента и стены. В 2004−2005 годах силами прихода была восстановлена кровля над трапезной и алтарем из оцинкованной стали.

 

И ВСЁ ЖЕ – ВОЗРОЖДЕНИЕ!

Владимир БАКЛЫКОВ

В 1974 году храм, можно сказать, помиловали. Постановлением Совета министров РСФСР Спасская церковь была включена в список объектов культурного наследия федерального значения Оренбургской области. Но реально реставрационные работы по заказу министерства культуры Оренбургской области от 2005 года стали проводиться только с 2011 года.

В 2002 году на приход был назначен настоятель, иерей Александр Мельников. Когда он с матушкой Светланой прибыл в Спасское, то не было ничего: ни жилья, ни денег, ни церковной утвари. Местные жители встречали их настороженно, а порой и враждебно.

– Храм разрушен, прихожан нет, вера у людей в глубоком упадке. Было искушение все бросить и уехать, – рассказывает батюшка, – но уповали на милость Божию, и вот, в итоге, образовался приход, действует молитвенный дом, восстановлен храм.

Что удивительно, первая икона, которая была пожертвована отцу Александру для храма, была икона Спаса Нерукотворного. А рукоположение Александра Мельникова в священники произошло 29 августа – на ореховый Спас! Именно этот день является престольным праздником – Днём Спаса Нерукотворного.

Собирать средства на восстановление храма отец Александр и матушка Светлана отправились в далекую Москву. В общем-то, от безысходности. Ведь кому в Москве интересна небольшая сельская церковь, к тому же расположенная на Урале, если в самой Москве храмов, находящихся в запустении, предостаточно? Но Господь не оставляет просящих у Него милости. После проникновенного выступления матушки Светланы на радио «Радонеж» стали поступать пожертвования. Отец Александр вспоминает: «Один мужчина принес 3000 рублей. Говорит: “Возьмите, батюшка, я получил пособие по безработице. Извините, что не могу дать больше”. Стал его отговаривать, мол, справимся и без твоего пособия, но он наотрез отказался взять деньги назад. Люди звонили и искренне, от души предлагали помощь. Мы с матушкой плакали от счастья! Так было куплено и перестроено под молитвенный дом небольшое полуразрушенное здание в селе Спасское».

Знакомый отца Александра московский священник Валериан Кречетов посоветовал ему первоначальные средства направить не на восстановление храма, а на закупку необходимой церковной утвари и начать служить. Так и было сделано. Первую литургию после огромного перерыва в селе Спасское отслужили на Покров Пресвятой Богородицы, 14 октября 2002 года.

Историческое событие на приходе Христа Спасителя произошло 8 ноября 2012 года, когда над храмом вновь засияли православные кресты.

Чин освящения крестов совершали благочинный Саракташского округа протоиерей Николай Стремский и священнослужители благочиния: иереи Александр Мельников, Василий Чернов, Николай Клигун и диакон Сергий Леско. Богослужение было совершено в храме, в котором ещё очень много нужно сделать, но снаружи его вид уже изменился…

«Благословляется знамение сие во имя Отца, Сына и Святого Духа», – звучало под сводом возрождаемого храма. Поочередно батюшки приложились к крестам. Протоиерей Николай Стремский окропил святой водой прихожан, а затем произнес назидательное слово:

«С праздником вас, дорогие мои! Сегодня мы с вами молились и освящали кресты. А крест, как известно, – это бесам язва. Крест – та сила, которая дана нам от Господа Бога для нашего спасения. Через него мы получаем очищение, прощение и спасение души. Отныне у вас на храме будет установлен крест. Это победа над коварным нечистым духом. Будем верить, что после того, как крест водрузится над храмом Христа Спасителя, его строительство пойдет более успешно. Дай Бог, чтобы нашлись благотворители, которые помогли бы достроить сей храм. Помолитесь об этом, дорогие мои! Пока восстановление храма идет не так быстро, как нам с вами того хотелось бы. Но оно символизирует постепенное освобождение ваших душ от пут греха. В свое время жители села Спасского изрядно поучаствовали в разрушении сего храма. А теперь, как говорил почивший Патриарх Алексий II, пришло время собирать камни.

Как оно происходит сегодня, слава Богу за все. У вас в настоящее время действует молитвенный дом – там все достойно, скромно устроено».

Затем благочинный обратился непосредственно к настоятелю храма Христа Спасителя иерею Александру Мельникову: «Душевных и физических сил, здоровья, Божьей помощи тебе, отец Александр, и твоей матушке Светлане».

Спасских прихожан протоиерей Николай Стремский еще раз поздравил с праздником и попросил их беречь своего батюшку и всячески ему помогать. «Храмы сейчас возрождаются, а вот священников в них пока не хватает,– сказал он в заключение. – Вам повезло. У вас есть настоятель! И потому молитесь за него, мои дорогие. И за матушку Светлану молитесь. Потому что батюшка без матушки мало что сможет сделать!».

В своей проповеди настоятель храма Христа Спасителя иерей Александр Мельников выразил благодарность благочинному протоиерею Николаю Стремскому за совершенное богослужение и регулярно оказываемое содействие в восстановлении храма, а затем, обращаясь к прихожанам, отметил: «Крест, который отныне будет возвышаться над нашим храмом, говорит о том, что, как бы зло не старалось, как бы оно не ухищрялось, как бы некоторые люди не ненавидели Церковь, все равно злоба будет побеждена Божественной благодатью. Нам, христианам, есть на что уповать. Крест – это наше оружие! Восстанавливая храм постепенно, Господь учит нас терпению, воспитывает любовь к нему. Главное заключается в том, чтобы Господь увидел наше желание и усердие в православной вере».

В целом можно сказать, что священнику Александру Мельникову удалось изменить в селе главное – отношение к Вере. Жители не просто стали ждать восстановления храма, но и оказывали в этом посильную помощь.

Яркое подтверждение тому – первая Божественная литургия, которая состоялась в восстановленном храме в праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 2014 года. Уже тогда стало очевидно, что на службу пришли не только люди старшего поколения. Были представители власти, сельская интеллигенция, гости из Саракташа и Оренбурга, в том числе заместитель руководителя Общественной организации «Саракташское землячество» Сергей Спешилов, местные казаки и казачата. Особенно радостно было видеть в храме множество детских лиц. Кто-то из них был в храме впервые и стоял буквально с раскрытым ртом. Другие, видимо, уже участвовали в службах отца Александра и помогали товарищам правильно креститься, ставить свечи и т. д.

По окончании Литургии настоятель храма отец Александр Мельников обратился к верующим с проповедью. Он отметил, что праздник Покрова Пресвятой Богородицы воистину становится особенным для спасского прихода. Два таких события как первая Литургия после долгих лет безверия и первая Литургия после восстановления храма говорят сами за себя. Но оказывается, это ещё не всё! Оказывается на старой фреске, которая специально была сохранена в процессе реставрации совсем недавно проявился лик Пресвятой Богородицы, над которым можно прочитать: Покров Пресвятыя Богородицы. «Вы представляете какое знамение даёт нам с вами Матерь Божия!» – воскликнул батюшка, обращаясь к верующим.

Разумеется, отец Александр напомнил собравшимся в храме об истории праздника, который особенно широко отмечается в России.

– Это событие свершилось в X веке, – начал отец Александр. – Когда вокруг великого града Константинополя собрались язычники и жгли всё на своём пути, несчастные греки, которые были слабы воинскими силами, но не слабы духом, собрались в храме. Это было 1 октября по старому стилю, как и сегодня. Они собрались для того чтобы вымолить у Бога жизнь. Но молитва была у них не рассеянная как у нас, их молитва была искренняя, со слезами.

А в этом храме, который назывался Влахернским, находилась риза Пресвятой Богородицы. И вот когда собрались на молитву и народ, и император, и Патриарх, все они молили Матерь Божию о том, чтобы Она помогла им спастись. И среди молящихся оказался наш святой Андрей Христа ради юродивый, русский по национальности, со своим учеником Епифанием. И вот когда они в 4 часа ночи молились о своём спасении вдруг они увидели, как отверзается свод. Причём узрили это только Андрей и Епифаний, поскольку они были чисты сердцем.

Они увидели, как отверзается свод и как над храмом стоит Пресвятая Богородица в окружении апостолов и всего воинства небесного. И вот они увидели, как Матерь Божия снимает свой омофор и покрывает им всех молящихся. И тогда они поняли, что ничто не сделают с ними язычники.

Когда это стало известно всему народу, такое воодушевление началось и в народе и в войсках, что сразу же победили врагов своих, которые вокруг Константинополя уже сожгли всё, поскольку у них было правило такое сжигать всё до основания, а людей уводить в рабство. Конечно, это было бы невозможно без помощи Матери Божией, которая всегда о нас печётся.

Также со словом к верующим села Спасского обратился клирик Свято-Троицкой Симеоновой Обители Милосердия иерей Николай Клигун. Он передал молящимся поздравления с первым богослужением в собственном храме от благочинного Саракташского округа протоиерея Николая Стремского. Кроме того, передал в дар от имени настоятеля Свято-Троицкой Симеоновой Обители Милосердия икону Спаса нашего Иисуса Христа. Сказал отец Николай несколько слов и о воссозданном храме Спаса Нерукотворного:

– Если бы людям, у которых поднялась рука на этот храм сказать, мол, зря вы его разрушаете, потому что он выстоит, и спустя десятилетия здесь всё равно будут совершаться богослужения, они бы в это не поверили. Почему? Потому что их задача заключалась в том, чтобы уничтожить на земле Русской Православие. Это было время, когда разбрасывали камни, сейчас время их собирать, время, когда строятся и восстанавливаются храмы и монастыри.

У вас прекрасный храм – большой, светлый – и теперь самое главное не лениться и посвящать седьмой день недели Богу! Делайте для своего храма всё, что в ваших силах! Так, например, вы можете приобрести какую-то церковную утварь, принести на службу цветы или же просто прийти сюда и потрудиться на благо храма во славу Божию. Ведь работу здесь ещё очень и очень много!

Затем состоялся крестный ход вокруг восстановленного храма с чтением Евангелие и кроплением верующих. И опять в этом молитвенном шествии активное участие приняли дети!

Возвращаясь к официальной церемонии открытия храма стоит отметить, что в ней приняли участие: помощник Председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата Русской Православной Церкви, иерей Михаил Титов (г. Москва), прямой потомок родов Мансуровых и Эверсманов, краевед Сергей Садовников (г. Уфа), глава Саракташского района Бахчан Жанбаев, и.о. министра культуры Оренбургской области Виктор Батяженко, заместитель председателя комитета образованию, науке, культуре и спорту Законодательного Собрания Оренбургской области Виктор Доценко, заместитель Общественной организации «Саракташское землячество» Сергей Спешилов, казаки Спасского станичного общества (атаман – войсковой старшина Павел Палачёв), другие представители официальных органов и общественных организаций.

Концерты в реставрированной Спасской церкви, а затем и в Саракташе, в актовом зале Свято-Троицкой Симеоновой Обители Милосердия дал Оренбургский муниципальный камерный хор под руководством Ольги Серебрийской.

В Саракташе также состоялось заседание «Круглого стола», посвященного открытию после реставрации объекта культурного наследия федерального значения «Спасская церковь».

Здесь было отмечено, что восстановление Спасской церкви было организовано министерством культуры и внешних связей Оренбургской области совместно с Финансово-хозяйственным управлением Московского Патриархата Русской Православной Церкви под патронатом Министерством культуры Российской Федерации. В реставрацию указанного памятника истории и культуры за счет средств ФЦП «Культура России» вложено более 42 миллионов рублей.

В то же время участники праздничных мероприятий, в частности, настоятель прихода храма Христа Спасителя села Спасского, иерей Александр Мельников, отмечали, что, к сожалению, при таком большом объеме вложений, остались недоделанными определенные работы, без которых уже произведенная реставрация может с наступлением весенних паводков и дождей пойти насмарку. В частности, вокруг здания не сделала должным образом отмостка, нет сливных труб, по которым с крыши бы стекала дождевая и талая вода. Немаловажным является и то обстоятельство, что храм находится в несколько пониженном по рельефу месте, рядом расположена дорога, с которой весной также может стекать вода, то есть необходимо сделать водоотводные каналы или дренаж. На подобные работы средств у прихода, очевидно, нет. Настоятеля прихода поддержал и глава Саракташского района Б.Н. Жанбаев, он добавил, что на благоустройство необходимо 800 тысяч рублей, сумма хоть и значительная, но на два порядка ниже, чем освоенная при реставрации.

Хочется надеяться на то, что, начав столь благое дело, как восстановление церкви, государство не остановится на полпути и благоустройство, и строительные работы будут доведены до логического конца сразу, а не так как это уже имело место при первоначальном строительстве храма. Тогда тоже имели место недоделки, которые строители устраняли чуть не год…

 

ИСТОЧНИКИ:

1 ГАОО. Ф. 172. Оп. 1. Д. 5744. Л. 1 – 1 об., 26.

2 ГАОО. Ф.617. Оп. 9. Д.38. Л.2.

3 ГАОО.Ф.173 Оп.9.Д.635. Л.34.

4 ГАОО. Ф.617. Оп. 9. Д.38. Л.5 – 6.

5 ГАОО. Ф.173 Оп.9. Д.635. Л.36 – 37.

6 ГАОО. Ф.173. Оп.9. Д. 1458.

7 ГАОО. Ф.173. Оп.9. Д.1898.

8 ГАОО. Ф.173. Оп.9. Д.635. Л.34.

9 ГАОО. Ф.173. Оп.9 Д.1458.

10 ГАОО. Ф.173. Оп.9. Д.1458.

11 Дивен Бог во святых своих. Мученики, исповедники и подвижники благочестия в Оренбургской епархии. Книга IV Оренбург: ДИМУР, 2011. c. 158 – 159.

12 Мученики и исповедники Оренбургской епархии XX века. Книга III. Составитель протоиерей Н. Стремский. Оренбургской книжное издательство, 2000. c. 468 – 469.


 

Контакты

Адрес:" data-yashareImage="" data-yashareQuickServices="evernote,facebook,gplus,lj,moimir,odnoklassniki,twitter,vkontakte,yaru,yazakladki" data-yashareTheme="default" data-yashareType="button" data-yashareL10n="ru" >
2005 © 2024 Официальный сайт Свято-Троицкой Симеоновой Обители Милосердия, п.Саракташ

facebook
vkcom
google
odnoklassniki